"А поговорить?" (с) (v_n_zb) wrote,
"А поговорить?" (с)
v_n_zb

ОБЫВАТЕЛЬСКИЙ МИФ: О мёртвых либо хорошо, либо никак /публикация 2009 г/

.
После катастрофы тушки многие россияне срочно стали и верующими, и добрыми, и моралистами. Забыли, как издевались над убитыми "русскими бурятами" ("Вы бурят? Как я рад!"(с,ЙосяКобзон)) украинцами, как потешались над сбитыми самолетами, как фотографировались на фоне трупов малазийского Боинга и мародерствовали, как писали везде "так вам и надо". Было? Было. А что же изменилось, ребятки? Да ничего. Не может моральный урод, вчера радовавшийся падению малазийского Боинга (первое время думали, что это "укропов накрошили", а потом задний ход дали - даже цветы под посольство понесли), сегодня скорбеть по "тушке".

А напомнить, как после гибели "синайского" самолета украинцы, несмотря на фактическое состояние войны, несли цветы к российскому посольству? Даже российские СМИ не смогли тогда промолчать. Но разница между бортами уж очень очевидная - поэтому сейчас охрана российского посольства в Киеве сама выставляет цветы от имени киевлян.

И почему-то россияне, никогда в отношении врагов не соблюдающие принцип «De mortius aut bene, aut nihil» (О мертвых либо хорошо либо никак) требуют от "упоротых хохлов" скорбеть вместе с ними. Даже Шендерович восстал против "либерастов и хохлов". Ну, ему-то в комментах на ФБ хуев насовали - пусть попустится.

Так вот, ребятки. Выражение-то, которое цитирует сегодня каждый второй россиянин, никакого отношения к данному конкретному случаю не имеет. Почему? Читайте. Материал 2009 года, т.е. написанный не на злобу дня.

Да, мы имеем право (моральное право) говорить о них, в частности, о докторе Лизе, правду, а не поддерживать ее канонизацию. И о журналистах-пропагандистах. Ведь доктор Геббельс, которого любит цитировать Владимир Владимирович ("он был талантливый человек!"(с, В.Путин)) тоже ни одного человека своими руками не убил. Правда?

Так что давайте без обид и взаимных обвинений разберемся, о ком можно хорошо, никак или правду...


================
Оригинал взят у _darkus_ в ОБЫВАТЕЛЬСКИЙ МИФ: О мёртвых либо хорошо, либо никак
Интересная обывательская мифологема, которая очень распространена в народе, звучит так — о мёртвых либо хорошо, либо никак.

Мифологема эта достаётся из запасников во времена, когда преставится какой-нибудь негодяй, который много кровушки попил у народа во время своей жизни. Ну и вот сторонники негодяя первыми заводят эту шарманку: «Соблюдайте пиетет, о мёртвых либо хорошо, либо никак». А позже и все остальные подхватывают. В конечном итоге всё переходит к тому, что умерший становится задним числом очень даже и неплохим человеком, хотя при жизни его готовы были собственноручно растерзать 99 % населения.
Ну, стоит напомнить про время и место возникновения рассматриваемой мифологемы, хотя наверняка большинство читателей об этом прекрасно знают. Фразу «De mortius aut bene, aut nihil» произносили в Древнем Риме ещё во времена язычества. Тогда в этой социо-культурной среде было широко распространено поклонение пенатам, то бишь духам-хранителям домашнего очага. Эти духи были воплощением всех ушедших ранее предков семьи — мужчин и женщин, а потому и пенатов было двое (можно тут вспомнить про фильм «Гладиатор» — там главный герой в минуты отчаяния доставал из кармана двух куколок и общался с ними; вот это они и есть).

Само собой, что поминать злым словом ушедших предков было более чем безрассудно — пенаты всё слышали, всё знали. Но речь идёт о своих предках, своих мёртвых. Их-то и нельзя было поминать нехорошим словом. Про чужих ничего не говорилось. И римляне не скупились на бранные слова для ушедших из мира сильных оного, особенно в случаях всеобщей нелюбви (что говорить, и в те давние времена были особенные мерзавцы).

На Руси также был силён культ предков, а потому фраза вполне прижилась в нашей культуре. Но через некоторое время изначальный особый смысл про своих предков был позабыт, а вкупе с навязывавшимися всепрощением и всеобщей любовью мифологема стала распространяться на произвольных людей. И опять же варилась-варилась мифологема в головах у людей и в массовом сознании, и в конечном итоге мы имеем то, что имеем сегодня.

Впрочем, ничего особо нехорошего в этой мифологеме нет. У Русских всегда было особое отношение к таинству смерти, в пример всяким европейцам, которые на казни сходились как на публичные представления. Так что бороться с ней смысла нет. Бороться надо с иным, а именно с проявлениями двойных стандартов в этом вопросе. Ну и во-вторых, необходимо объективно подходить к оценке деятельности публичных лиц, ибо их публичность при жизни даёт возможность обсуждать их деяния — сами выбрали эту стезю. Замалчивание проблем, а не всестороннее обсуждение их, — это позиция страуса, которая никогда не ведёт к выигрышу, но всегда к проигрышу.




Читайте v-n-zb в социальных сетях   фбтвиттервк ок   ю


Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo v_n_zb july 17, 2013 17:32 152
Buy for 200 tokens
. Пару лет назад я публиковал уже эти фрагменты из Незнайки. Но повторюсь - уж слишком актуальна сегодня эта сказка Носова. Такое ощущение, что автор в машине времени был переброшен из 64-го года на 50 лет вперед. Это - о нас. Всё - о нас... === Законность: – А кто такие эти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments