"А поговорить?" (с) (v_n_zb) wrote,
"А поговорить?" (с)
v_n_zb

Электронное декларирование: скандал в неблагородном семействе

.
А ведь скандал расплескался – нарочно не придумаешь. По мелкотравчатым интересам, но на весь мир. Даже и не припомню, чтобы столь слаженно гробили имидж и перспективу страны государственные деятели и общественные активисты.

Зачем недоимперии нападать, если мы и сами справляемся?

Но к сути. Электронное декларирование – элемент «цифровой демократии», бьющий по самому смыслу коррупции, так как затрудняет возможность потратить украденное. Как ты его потратишь, если госслужащему приходится в декларации указывать собственность не только близких родичей, но и прочих аффилированных лиц, включая любовниц, любовников и внебрачных детей.

Именно поэтому наша власть всеми ипостасями сползала с темы электронного декларирования, внося идиотские поправки в профильный закон и придуриваясь невменяемой. Еще бы, ведь каждый выигранный день наполняет коррупционные закрома. Но общественные деятели – как бескорыстные, так и наживающиеся на святом – подключили внешних партнеров и тему продавили.

Ура, товарищи!

Увы, чепчики в воздухе летали недолго, потому что закрутился такой сюжет, что Кафка с Ионеско завистливо сквернословят в партере.

Те же активисты на радостях оторвались от земли и резко уверовали, что с разработкой системы электронного декларирования справятся сами, а государство, склонное к саботажу, следует поставить перед фактом. И убедили в этом западных спонсоров.

Именно таким образом заказчиком системы для Украины вдруг оказалась не Нацагенство по противодействию коррупции (НАПК), а Программа Развития ООН. Более специализированной структуры, видимо, не нашлось. И дилетантизм попер еще на уровне техзадания.

Как ни крути, а чиновник – тоже человек. В смысле, налогоплательщик.

Поэтому логичным было бы для госслужащих просто расширить обычную декларацию на тех самых аффилированных лиц и прочих пункты, предусмотренное законом сделать публичным и не морочить никому ничего. Потому что обычное электронное декларирование уже работает, сертифицировано и к его защищенности вопросов нет. Но пошли по порочному пути создания еще одной – параллельной налоговой. Как она будет взаимодействовать с существующей, для меня загадка.

И это вместо того, чтобы минимизировать количество разных баз данных, в которых хранится персональная информация, и количество персонала, который их обслуживает.

Но решили, так решили.

В тендере приняли участие гранды отечественной ИТ-сферы. Упомяну лишь нескольких: «Люкс-софт», «Iqusion», «Интеллект-софт», «IT-эксперт». У всех за плечами успешная разработка сложного защищенного ПО, в том числе, с применением цифровой подписи, в том числе, и для фискальной службы Украины. И, соответственно, бесценный опыт общения с нашими госструктурами, где, как на фронте, месяц можно считать за год.

Для таких раскрученных фирм сумма тендера 2,87 миллиона гривен – не деньги. Они пошли на тендер из соображений сознательности и престижа. Если тендер был открытый и прозрачный, то они бы снизили свою цену настолько, насколько необходимо. Но всем им отказали еще на предварительном этапе, как правило, даже без объяснения причин.

А выиграла на тот момент малоизвестная, а ныне ославившаяся фирма «Миранда». Причем, организаторов конкурса почему-то не смутило, что в ее багаже не было столь масштабных проектов (в Украине, между прочим, 380 тысяч госслужащих).

Характерная деталь: в фирме числилось всего восемь сотрудников, средняя зарплата – менее двух тысяч гривен. Такое может быть, если работники – начинающие дилетанты. Либо, что вероятнее, реальные заплаты выдаются «в конверте».

То есть, программное обеспечение для преодоления коррупции доверили начинающей конторе, которая платит зарплаты по-серому. Типично украинский парадокс!

Но главное, что разработчики решили (или их убедили?), что с ООН за спиной они теперь круче Стива Джобса и Билла Гейтса на одной флешке. И все кругом им должны.

Как следствие, сроки создания системы электронного декларирования были затянуты. Оно бы и не трагедия – при выполнении обычного заказа. Но не в деле со столь значительными политическими рисками. Когда на кону безвизовый режим с ЕС, три с лишним миллиарда кредитов для страны и остатки ее международного имиджа, а напротив за столом тертая шулерская бригада украинской власти, для которой эти электронные декларации хуже наручников.

Хотя убежден, что в данном случае никакого саботажа и не понадобилось. Противники электронного декларирования просто воспользовались тем, что разработчики из «Миранды» и их политические вдохновители самонадеянно подставились. Так как запланировали на сертификацию системы в Госспецсвязи всего пять дней.

А те, кто блуждал по этим кругам бюрократического ада, знают, что по нормативам сертификация может длиться полгода. Если дорожки уже протоптаны, то вряд ли меньше трех месяцев.

Месяцев, а не дней, господа руководители «Миранды» и Нацагенства по противодействию коррупции!

Все говорит о том, что в расчете на западное давление создатели системы решили, что Госспецсвязь в восторге зажмурится и выдаст сертификат соответствия, даже не читая предоставленных бумаг.

Но вот с какой радости людям из Госспецсвязи брать ответственность и пропускать явно сырую систему? Тем более, что команды «зажмуриваться» сверху не было.

Кстати, у НАПК уже появились свои сервера, что требуется для безопасности, или систему так и гоняют на арендованных?

Интересно, каким местом думали злосчастная «Миранда» и ее покровители, авантюрно ввязываясь в непосильную тему? А если какой-нибудь международный фонд объявит тендер на марсианскую станцию, они и за это возьмутся?

Ни разу не оправдываю власть, которая с самого начала имитирует борьбу с коррупцией, очищение и обновление страны. Но меня просто выводят из себя самоуверенные дилетанты, которые на голубом глазу по-шариковски хватаются за мировые проблемы. И заваливают, дискредитируют в глазах украинцев темы, крайне важные для созидающейся Украины.

Некрасиво облажавшиеся и, главное, подставившие страну антикоррупционные активисты сейчас переводят стрелки на власть.

Это называется инфантильностью и безответственностью. А на Западе сидят взрослые хмурые дяди и тети, которым по фигу эти сопли. Им важно, что результата нет. Потому что нельзя считать результатом запуск системы электронного декларирования в тестовом, а по правде, в корявом демонстрационном режиме.

То есть, «Кто виноват?», очевидно – все.

И власть, в очередной раз пытающаяся пропетлять меж жадностью и страхом. И общественные деятели, которым так не повезло со страной. И даже продвинутое ИТ-сообщество, не умеющее группироваться для отстаивания здравого смысла и профессионализма.

Кстати, в прессе в связи со скандалом замелькала фамилия секретаря СНБОУ. Мол, длинные руки А.Турчинова дотягиваются до любых закоулков, всюду его люди – и в НАПК, и в Госспецсвязи, поэтому провал сертификации без него не обошелся. Полагаю, что он в курсе происходящего, но лезть в гнилую тему, не сулящую никаких дивидендов, категорически не станет.

А вот про винницкую вертикаль «Премьер-министр В.Гройсман – глава Госагенства электронного правительства А.Рыженко – руководитель ДП «Украинские специальные системы» Т.Олийнык» никто не упоминает. А она работает. И если понадобится придержать либо сертифицировать систему электронных деклараций, то это пройдет тихо по Кабминовской линии.

С вопросом «Что делать?», как водится, сложнее.

Последние телодвижения, включая анонимные редакционные заявления и ответные сладкие слюни от Минстеця, загнали ситуацию в цугцванг.

Выдавать нынешний позорный тестовый режим, укрывающий чиновное жулье от ответственности, за очередную победу – чистая профанация. Никто на это уже не поведется.

Выписать «под давлением общественности» сертификат соответствия дырявой системе – тоже не выход. Потому что через пару месяцев хакеры – то ли наши, то ли российские – вскроют эту потемкинскую кибердеревню. И хорошо, если только повеселятся, например, припишут нашим чиновникам владение всеми психушками Украины. А вот если затрут в декларациях подлинные сведения, то это дискредитирует саму идею.

Пригласить головастых спецов со стороны, чтобы быстренько все поправили, невозможно – не поправят.

По уму надо обнулить предыдущий тендер, провести новый и выполнить разработку с учетом, так сказать, накопленного опыта. Но это вряд ли. Так как слишком многим – и в Украине, и вокруг – придется признать, что изрядно облажались.

Поэтому скандал, скорее всего, постараются заболтать, а там, глядишь, недоимперия подозрительно вовремя подкинет более острую тему.

И напоследок об общественных деятелях. Не о всех скопом – среди них множество людей редкой порядочности и патриотизма. А о тех, в активе которых ничего, кроме самомнения и знания английского. Которых развелось уже, как блох на дворняжке, что позволяет им считать себя перспективными хозяевами жизни.

Не спорю, что наше государство – неэффективное, вороватое, продажное и пережившее свой срок. Знаю концепцию, что надо рядом создавать новое, дееспособное государство, которое постепенно вытеснит неэффективное. Вот только я против, чтобы одно дерьмо меняли другим, пусть и с иностранным акцентом.


Александр Кочетков

Читайте v-n-zb в социальных сетях   фбтвиттервк    ю

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo v_n_zb july 17, 2013 17:32 152
Buy for 200 tokens
. Пару лет назад я публиковал уже эти фрагменты из Незнайки. Но повторюсь - уж слишком актуальна сегодня эта сказка Носова. Такое ощущение, что автор в машине времени был переброшен из 64-го года на 50 лет вперед. Это - о нас. Всё - о нас... === Законность: – А кто такие эти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments