"А поговорить?" (с) (v_n_zb) wrote,
"А поговорить?" (с)
v_n_zb

Categories:

Территория ботов /Кто и как создаёт параллельную реальность в украинских соцсетях/ (Часть 1)

.
— Я знаю, что Петр Порошенко лично читает соцсети, и отношение к тебе может поменяться только оттого, чей пост ты лайкнул. Если ты одобрил пост его оппонента, он может месяц не принимать тебя у себя. Я видел, как Порошенко принял решение по судьбе человека после очередного поста в ФБ, где тот его критиковал, — рассказывает один богатый украинец, который вхож на Банковую.

Люди из окружения главы государства все как один отмечают: Петр Порошенко плохо восприимчив к критике. Чтобы уберечь спокойствие гаранта, его окружение попыталось создать вокруг него информационный вакуум, где специально обученные обитатели соцсетей пытаются создать президенту картинку поддержки активной части общества и смягчить информационные удары.

Впрочем, это же справедливо и по отношению ко многим другим украинским политикам. В итоге украинский сегмент ФБ за последние пару лет превратился в поле битвы сетевых кондотьеров. Тут сражаются за идею или за деньги (последних большинство), в пользу тех или иных политиков, олигархов и их партий, создавая видимость общественной поддержки или, наоборот, гражданской ненависти и патриотического возмущения.


Страна решила разобраться, кто есть кто на украинском рынке политического ФБ и как читать между строк посты известных блогеров.

Уважаемый ЛОМ и его товарищ бот

Для начала определимся с терминами. Игроков ФБ-рынка можно поделить на три вида.

1.   ЛОМы (лидеры общественного мнения, они же — блогеры) — это люди с высокой базой подписчиков (не менее 5 тысяч) и большим «средним лайком» (более ста за каждый пост). В определенных ситуациях, правда, ЛОМами могут считаться люди, которые хоть и не имеют много подписчиков, но пользуются авторитетом в какой-то узкой сфере или живут в подходящем, с точки зрения заказчиков, месте (например, на округе, где проводятся выборы). В общем, ЛОМы – это те люди, которые могут продвигать необходимые месседжи для нужной аудитории. При этом, в идеале, эти месседжи не только прочтут – в них еще и поверят. .

ЛОМы делятся на три типа.

ЛОМы при хозяине. Их основная работа — писать что-либо для заказчика в соцсетях (при этом они могут прикрываться каким-то видом деятельности, чаще всего — журналистикой, политологией или волонтерством).

ЛОМы на зарплате. Работают на конкретного заказчика, но при этом являются реальными игроками и в какой-то другой сфере (то есть являются реальными журналистами, известными политологами и т. д.).

ЛОМы на вольных хлебах. Это люди, которые торгуют своими постами в соцсетях от разных заказчиков. Некоторые из них выступают своего рода байерами, помогая продавать посты, написанные другими ЛОМами.


2.  Боты — «мертвые души», аккаунты несуществующих людей, которые нагоняют «лайки» под постами, комментируют публикации, делают вбросы. Чаще всего «ботов» в ручном режиме содержат ЛОМы, чтобы «подлайкивать» и перепощивать самих себя, либо крупные политические или бизнес-игроки с той же целью. Услугами ботов пользуются практически все ведущие политики Украины.


3.  Программное обеспечение по накрутке лайков. Да, мы не ошиблись, указав это как отдельного игрока. Программы по накрутке — важный элемент системы управления общественным мнением в соцсетях. Причем программами ЛОМы и политики пользуются не столько для того, чтобы потешить свое тщеславие, сколько с целью увеличить процент просмотров своего поста среди друзей и подписчиков (чем больше лайков, тем больший процент друзей и подписчиков увидит данное сообщение — такой алгоритм выдачи «Фейсбука»). Любопытно: когда в феврале «Фейсбук» ввел новые кнопки для выражения эмоций, количество лайков у ряда известных политиков резко уменьшилось — программы накрутки не успели перестроиться под новую систему.


Колбасная лавка «Фейсбука»

Спросом у заказчиков пользуются популярные блогеры — ЛОМы с более чем пятью тысячами подписчиков. Причем чем их больше, тем «дороже» блогер. Точка определения успеха в работе — когда пост попадает в медиа-мониторинг людей, принимающих решения в этой стране, или меняет их точку зрения на резонансные события. Совсем хорошо, когда тема попадает в поле зрения журналистов влиятельных изданий, «цепляет» ведущих из них, мотивируя к дополнительному расследованию.

«Ценность блогеров для политиков еще и в том, что информация, которая распространяется без персональной ответственности, весьма сомнительна. Другое дело, когда она подается со ссылкой на реального человека, с именем, фамилией и своей аудиторией», — рассказывает «Стране» глава парламентского комитета по свободе слова и информации, журналист в прошлом Виктория Сюмар.

По этой же причине иногда имеет значение не столько количество подписчиков (все же важно, чтобы их было не менее трех тысяч), сколько социальные связи. То есть не численность, а персональный состав тех, кто в друзьях. Это мнение известного блогера Александра Барабошко, который помимо того, что пишет тексты в соцсетях, зарабатывает еще и как посредник. По его словам, размещение одного поста стоит $50–100 (зависит от веса, то бишь авторитета блогера), сам же Барабошко берет не меньше, $100 за публикацию. И он, пожалуй, единственный герой этого текста, который честно признался, что пишет посты за деньги. Все остальные опрошенные авторы ответили, что «топят» якобы за идею.

Между тем посредники голосами блогеров торгуют как в колбасной лавке. «Было бы странно, если бы кто-то за это не получал денег. Есть даже такие «хаботные» (излишне предприимчивые) люди, которые приписывают себе заслуги людей, работающих бесплатно и берут за это деньги», — рассказывает Барабошко.

На кого работает или, как принято выражаться, за кого «топит» тот или иной лидер мнений, можно вычислить по стилю его публикаций и перекрестным лайкам.

«Вот есть какая-то тема и отношение к ней. Если тему начинают «играть» — ее сразу же подхватывает определенная группка людей, блогеров, лидеров мнений, и не важно, из одной они конторы или же нет, главное — на одной волне. Они пишут в одном и том же ключе посты или комментарии под постами, набравшими высокое количество лайков. Ты заходишь на страницу человека, видишь его френдов, смотришь, на кого он в постах нападает, и сразу понимаешь, на какую политическую группу он работает. У меня даже есть списки этих групп. По ним я каждый день снимаю информацию о том, кто какие тезисы запускает и какую цель, соответственно, перед собой ставит», — рассказывает Виктория Сюмар.

Из-за дефицита грамотных фейсбучных писателей блогопосредники сами «выращивают» себе ботов. «Подтягивают молодых перспективных студентов или авторитетных профессоров вузов, преподавателей, кандидатов наук с копеечной зарплатой. Беседуют с ними, находят общие идеологические точки соприкосновения и дают возможность заработать», — рассказывает еще один из таких «торговцев душами», политтехнолог Дмитрий Раимов.

По его словам, публикации в центральных СМИ и участие в телеэфирах дают таким начинающим блогерам узнаваемость, рейтинг и подписчиков в ФБ, что в эпоху социальных сетей является частью репутационного капитала, от подписчиков зависит и размер гонорара. По словам Раимова, стоимость одного поста в Facebook с хорошей базой подписчиков колеблется от $50 до $200. Цена зависит от личного репутационного капитала блогера и популярности его личной страницы. «У нас еще ничего. По данным недавнего исследования Гарвардского университета, 488 миллионов постов в соцсетях Китая делают проплаченные блогеры», — шутит Раимов.

По словам Александра Барабошко, конкретно к нему чаще всего обращаются для различного рода политических «вбросов». Барабошко в общем-то все равно, кто заказывает. «Правда, есть у меня внутренние блоки. Если информация угрожает нацбезопасности или в ней есть что-то пророссийское. Со всем остальным вообще нет смысла разбираться — кто прав, кто неправ. В период выборов на одну и ту же тему приходили заказы с двух сторон. Нас ничего не смущало исполнять их параллельно», — говорит Барабошко.

Работает вся эта пирамида по простой схеме. Посреднику спускают темник, в котором лаконично изложены тезисы, как правильно подавать ту или иную тему. «У нас сейчас пул из 40 блогеров-политологов — молодых ребят-студентов. И вот приходит, допустим, заказ от Администрации президента или какой-то политической партии. Например, нужно рассказать, что выборы на Донбассе — это хорошо. Или, наоборот, плохо. Все 40 человек принимают заказ и дружно пишут об этом в Facebook, колонки в СМИ, а лучше и то, и то. Аудитория их читает, сомневается, а потом начинает думать: действительно, наверное, выборы — это хорошо, это же «независимый» эксперт сказал!». Кстати, вы сами можете посмотреть. Тема выборов на Донбассе в ближайшее время будет очень активно обсуждаться», — говорит Раимов.

бр
Торговля политическими постами в ФБ становится выгодным бизнесом. Посредники: Александр Барабошко и Дмитрий Раимов


Довольно эффективно используется «фоновая» технология. Это когда пользователь «Фейсбука» дает какую-то зарисовку из жизни (реальную или полностью вымышленную), вкрапляя в нее нужный политический акцент. Например: «Зашел на рынок, подешевела клубника. Бабки говорят, поставили нового главу района — из волонтеров, от БПП. Так он посредникам хвосты прижал. И селяне теперь напрямую товар продают. Все довольны». Или: «Еду по Киеву, останавливают патрульные. Ну, думаю, все. Пропало. Взятку начнут вымогать. Но они просто сделали замечание. Улыбнулись, спросили, нужна ли мне помощь». Или со знаком «зрады»: «Вышел мусор выносить, а у подъезда бабки сидят. О Липецкой фабрике говорят: «Негодяй этот Порошенко, армию Путина финансирует налогами своими. Пора ему уже готовить себе место рядом с Януковичем».

Что касается ботов, то этот институт в Украине не структурирован и не систематизирован так, как в России. «В России реально работают целые офисы, которые с утра до ночи штампуют аккаунты в соцсетях. Одна питерская контора создала фейковый аккаунт гадалки, которая у себя на странице публикует предсказания, и ей все верят! У нас такого нет», — говорит Раимов.

Впрочем, боты у нас тоже имеются, просто, в отличие от РФ, их в одном здании (условном Ольгино) не держат и их просто физически не так много, как в соседней стране. Но практически все политические силы, активно представленные в соцсетях, имеют свои армии ботов. Есть они и у самых крупных ЛОМов. Основная задача этих сетевых существ — лайкать, оставлять комментарии, нападать на вражеских ЛОМов или политиков, троллить их, создавать истерику или, наоборот, восторг вокруг заданных свыше месседжей. Вбрасывать какую-то непроверенную информацию, на которую потом смогут ссылаться ЛОМы, а уже на ЛОМов — СМИ. Таким образом легализуется множество фейков.

Итак, с матчастью закончили. Перейдем теперь к описанию основных сетевых армий.

Сразу сделаем важное замечание. Мы не утверждаем, что все перечисленные ниже ЛОМы берут деньги за свои публикации. Более того, мы уверены, что многие из них пишут совершенно искренне, исходя из своих личных убеждений и представлений о справедливом мироустройстве. Наша задача — определить основные политико-идеологические группы в соцсетях, которые придерживаются единой линии. А за деньги они это делают или за идею — другой вопрос.


Имя ему — «порохобот»

«Стоит мне хоть днем, хоть ночью написать у себя на странице что-то, что расходится с линией Банковой, тут же набегают они. Порохоботы», — говорила еще год назад известный телевизионный журналист Кристина Бондаренко.

Пропрезидентский пул блогеров и ботов, действительно, самый многочисленный. Обобщенно всех к нему принадлежащих называют «порохоботы». И хотя это название по сути неверное (большинство тех, кого называют ботами, — это реальные люди, то есть ЛОМы), но мы будем его использовать как устоявшееся. Также важно понимать, что армия «порохоботов» разделена на несколько корпусов с разными управляющими и источниками финансирования, отношения между которыми иногда бывают довольно враждебными. Однако по всем ключевым моментам эта группа товарищей действует по тезисам, которые часто совпадают и «путешествуют» из поста в пост.

Первым системно к вопросу работы в соцсетях после прихода Порошенко к власти подошел Борис Ложкин, глава его администрации. На это указывают сразу несколько источников.

Тем более, что у Бориса уже был опыт решения деликатных имиджевых вопросов в соцсетях. Речь идет о знаменитой продаже Ложкиным «Украинского медиа-холдинга» Сергею Курченко в 2013 году. Уже тогда вдумчивые читатели могли обратить внимание, что ряд известных ЛОМов горячо поддержал эту сделку, а тезис о ее естественности и прозрачности понесся как вирус по «Фейсбуку».

Эти передовые «ноу-хау» Ложкин и его люди начал применять и на службе у президента, но только в гораздо больших масштабах. И вот уже весьма солидный пул ЛОМов по поводу и без оного начинает вдруг «топить» за президента.

Вскоре после создания Мининформполитики к этой важной государственной работе подключился министр нового ведомства Юрий Стець, хотя его роль в генезисе порохоботства не стоит преувеличивать (как это делают некоторые исследователи).

«Министр информационной политики Юрий Стець в информационной плоскости одно время также работал с ЛОМами, но в последний год перестал — из-за сокращения бюджета, — рассказывает источник в АП. — Некоторое время назад Стець ходил по коридорам АП с проектом бот-ферм, но тут этот проект никого не заинтересовал, и он забросил эту идею, хотя разово работал с отдельными блогерами».

В интервью «Стране» Юрий Стець опровергает эту информацию: «Армия ботов? Где? Покажите. Я сам хочу на них посмотреть. А Барабошко талантливый парень, но как все талантливые люди — страшно неорганизованный», — сказал министр.

По данным «Страны», в прошлом году, в момент наибольшего сближения БПП и «Народного фронта», большую роль в информационной работе в Администрации президента играла Виктория Сюмар, один из главных политтехнологов «Народного фронта». Но к концу года от этого направления она отошла. Сюмар, правда, опровергает свое какое-либо отношение к формированию информполитики президента.

Уменьшилась и роль Ложкина в управлении информпотоками вообще и «порохоботами» в частности. Хотя до сих пор на него ориентируется немалая часть ЛОМов, а также журналистов и политологов.

Среди последних можно отметить политолога Тараса Березовца, по постам которого украинские политические журналисты привыкли сверяться с линией главы АП, которая, кстати, может иногда отличаться от общепрезидентской линии. Сам Березовец, впрочем, от такой славы открещивается.

«Я не проплаченный ЛОМ. Это было бы настолько дорого, что это просто бессмысленно. Спасибо, хоть не приписывают мне бегство Януковича. Я никогда не участвовал в этом, ни на какие встречи меня никогда никто не приглашал, тем более никаких темников в жизни я не получал», — сказал Березовец.

Сейчас же практически все опрошенные эксперты указывают на то, что основной центр принятия информационных решений, в том числе и львиная доля работы по «порохоботам», находится в руках у политтехнолога и спичрайтера президента Олега Медведева и его давнего соратника Виктора Уколова.

«Вся информполитика ПАПа сейчас замкнута на Олега Медведева. Такой стиль подхода к информации — дело рук людей старой закалки, которые работали технологами в разных постсоветских эпохах, периодов темников в том числе. Современные информационные менеджеры считают такой подход совком и дешевой манипуляцией, по стилю близкой к российским пропагандистким технологиям», — рассказывает источник в Администрации президента, близкий к Борису Ложкину.

В разговоре со «Страной» Виктор Уколов не подтверждает эту информацию, как и вообще свое участие в «фейсбучных» кампаниях. Медведев и вовсе отказался общаться на эту тему.

Косвенное подтверждение вовлечения Уколова в историю с темниками все же есть. «Прошлой зимой «Украинские новости» получили вместо пресс-релиза темник по экспертам. Им случайно выслали не то. В документе было написано, что его выдал компьютер под названием Виктор Уколов», — рассказал Дмитрий Раимов.

п3

В числе других людей, которые причастны к работе в соцсетях в пользу Порошенко, называют политтехнолога Игоря Грынива (сейчас стал во главе фракции БПП), в управлении которого находится социологическая компания «Социс». Часть ЛОМов одно время управлялись и получали задачи из АП через депутата от БПП Владимира Арьева, что в общении депутат, ожидаемо, опровергает.

Наконец, еще один корпус «порохоботов» сформирован усилиями ближайших соратников президента — Игоря Кононенко и Александра Грановского, утверждают опрошенные эксперты. Его центром является сайт «Буквы» во главе с Екатериной Рошук и Петром Терентьевым (псевдоним — Greg Davis).

«Я не единожды слышал от официальных лиц, что «Буквы» — издание людей близкого окружения Порошенко. Делаю вывод, что Екатерина Рошук и Петр Терентьев — ЛОМы отдельного провластного крыла, а точнее, они «топят» по линии депутатов БПП Игоря Кононенко и Александра Грановского. Но они не раз были замечены в резкой смене своих позиций, потому мне кажется, что дело не в идейности», — сказал боец 122-го батальона Маси Найем.

Отметим, что «Буквы» время от времени поддерживают и «линию Авакова» (о сетевой армии главы МВД читайте ниже). Например, во время недавнего скандала вокруг сайта «Миротворец» они его защищали и активно атаковали Мистець.

Информацию о связи «Буквы» с Грановским подтверждает и источник в Администрации президента. «Шведская семья» — Рошук–Терентьев–Devis — отдельное крыло, не управляемое Медведевым. Эта пара работает автономно, тезисно пересекаясь с аватарами Медведева–Уколова, однако в меньшем позитиве. Они злые, часто с перегибом. Их атаки на отдельных политиков совпадают с устным негодованием Грановского. Совпадение? Возможно», — говорит источник в АП.

Между тем в комментарии «Стране» ни Кононенко, ни Грановский не подтвердили эту информацию.

Петр Терентьев и Екатерина Рошук же в комментарии заявили, что «Буквы» — интернет-издание, которое принадлежит им, де-факто и де-юре.

«Я не блогер. Я веду свою страницу в Фейсбук, но не позиционирую себя как блогер. Моя личная позиция: критиковать нужно всех. Хвалить, но только по делу, тоже нужно обязательно. Все, что приводит к насильственной смене власти — это плохо. Я не хочу поддерживать процессы, которые раскачивают и дестабилизируют государство. Позиция издания — объективность и хладнокровная подача фактов», — сказала Рошук.

У Терентьева не такая патриотичная, но своя мотивация. «Было бы весело, если бы Власть сделала свою фабрику ботов, — говорит совладелец «Букв» (орфография Терентьева сохранена – прим. ред.) — Судя, по тому, что я наблюдаю в сети, то вижу органическую поддержку Президента, а не «темники» как это хотят выдать. Главная цель такой «фабрики» — противостоять информатакам РФ. И делать ее должны в СБУ или в Минстець, но не в АП. У государства есть реальная органическая поддержка в сети. Люди искренне радуются достижениям. Видео, например, с победами украинских спортсменов набирают большое количество просмотров». По словам Терентьева, к провластным ботам он не имеет никакого отношения: «Я играюсь, прикалываюсь, мне нравится провоцировать людей и наблюдать за их реакцией».

Вычислить полную линейку провластных блогеров можно в период громких информационных волн, как, например, это было с #PanamaPapers. В момент выхода сенсационного материала руководителя проекта «Слідство info» Дмитрия Гнапа и журналиста Анны Бабинец провластные ЛОМы четко выстроились в шеренгу говорящих на одном языке, то есть одними и теми же словами. Кто задавал тон, а кто подхватывал — можно определить по времени публикации постов в тот день. Что говорит не только о времени, когда спустили «темники», а и весьма условной автономности отдельных блогеров. Однако ясно наверняка, что все усилия были брошены на «размывание скандала» — одна из технологий пиарщиков по минимизации последствий репутационного риска. Тезисы, которые тиражировали в тот момент как реакцию на расследование журналистов об офшорах Порошенко: «Гнап — рука Кремля», да и вообще это «подло и низко чернить президента воюющей страны».

п4

В распоряжение «Страны» попал один из таких темников, что позволило сегментировать блогеров на подкластеры. Вот лишь несколько цитат:

1. «В приведенном расследовании нет ничего противозаконного. Чтобы вызвать ажиотаж, украинские исследователи добавили эмоциональной окраски, апеллируя к Иловайску».

2. «Примеры создания офшорок, наоборот, свидетельствуют о намерении президента избавиться от активов или передать их в независимое управление».

3. «Регистрация компаний была шагом для организации траста».

4. «Деньги по счетам не двигались, а значит, обвинения в неуплаченных налогах — безосновательны».

Свою авторскую позицию закамуфлированные эксперты объясняют не работой, а убеждением, отчаянным и страстным.

«Я не работаю блогером на коммерческой основе. В работе на Порошенко меня обвиняют в среднем два раза в день», — говорит журналист и блогер Виктор Трегубов, чье имя часто упоминается в списке «порохоботов», а тональность постов совпадает с темниками. Среднерыночная цена такого сорта авторов — $100–150 (без демпинга) за пост.

Независимым политологом считает себя и бывший нардеп Тарас Чорновил. «Увы, я очень часто хвалю президента, но не на коммерческой основе. Меня, правда, интересует его окружение, но предложений из АП мне не поступало. Пока», — сказал он.

Особой «популярностью» пользуется и политолог Павел Нусс. Широкую известность он приобрел как эксперт, который наиболее бесхитростно «топит» за президента. Среди «порохоботов» он — эталон. Политологом он себя называет сам, поскольку никто из опрошенных «Страной» других политологов Нусса как коллегу не знает.

«Павел Нусс? Политолог? Нет, у меня нет его телефона. Зато его телефон точно есть в Администрации президента, — в свою очередь, прокомментировал «Стране» политолог Константин Бондаренко. — Это реальный человек. Помню его со времен работы в команде Януковича».

Сам Нусс не выразил желания поговорить со «Страной».

п5

Другие блогеры, у которых слова «президент» и «власть» в постах пишутся с большой буквы, на звонки «Страны» реагировали приблизительно так же — «пишу за идею, денег не беру». «Хотите, сейчас могу котика запостить? Без денег», — сказал «Стране» экс-советник президента, глава Николаевской терорганизации БПП Юрий Бирюков, авторская позиция которого имеет влияние на аудиторию волонтеров и части бойцов АТО.

«Мне кажется, что сейчас он работает на Администрацию президента. Часто он специально закрывает глаза на объективные недостатки в армии, чтобы поддержать позицию Порошенко. Критику же в его адрес не воспринимает. Причем он отписывает в «Фейсбуке» выгодные президенту месседжи не только по военной теме. Он живо подхватил флэшмоб по #PanamaPapers, раскрученный «порохоботами». Он был одним из первых, кто написал, что Порошенко ничего не нарушил, и журналисты — плохие», — говорит «Стране» Маси Найем.

п6

Еще одна идейная, призывающая «не раскачивать лодку» блогер Екатерина Золотарева вообще заявила «Стране», что предложения писать посты за деньги ей поступали только от некоторых магазинов — разместить рекламу, однако Золотарева всем отказала.

«Мне это напоминает теорию заговоров. Все верят, что где-то там есть какие-то масоны. Это то же самое, что все верят, что есть какой-то там МинСтець, который всем раздает методички и все сидят и по ним пишут. Бред собачий. Несчастное министерство, у которого копеечное финансирование. Я на него со своей стороны ужасно злая, потому что считаю, что у них абсолютно провальная работа, Стеця надо было гнать давным-давно», — считает Золотарева.

п7

Впрочем, это люди, которые работают на президента «в открытую». Куда больше ЛОМов, которые «порохоботсвуют» время от времени. Без отрыва, так сказать, от своей основной деятельности. С ними АП сотрудничает либо напрямую, либо через посредников. Они также вскрываются достаточно легко во время больших скандалов. Многие журналисты, например, в это время замечают, как их коллеги начинают «топить» за Порошенко примерно по одним и тем же лекалам.

Политические обозреватели шутят, что «порохоботы» сильно облегчили им работу. Не нужно больше допытывать источников в АП, чтобы узнать истинное отношение Порошенко и его окружения к тем или иным событиям. Например, президент в начале марта с гневом требует освободить Савченко. Но в это же время «порохоботы» начинают на нее атаку. «Ага, — делают вывод аналитики, — значит, побаивается президент Пули как своего конкурента». Президент демонстрирует хорошее отношение к Саакашвили, но «порохоботы» атакуют Михо. Правда, не все: «ложкинские» к губернатору Одессы относятся явно лучше, чем «кононенковские». Тоже становится понятно, что отношения там не безоблачные. Ну и так далее.

За журналистов можно только порадоваться. Также, как и за самих «порохоботов», у которых есть и работа, и зарплата. Но есть ли какая-то польза от этой сетевой армии для самого Порошенко?

п8

Вопрос дискуссионный. Главный вред, который наносит «порохоботство» президенту, — это жупел продажности. Грубо говоря, если журналисты, эксперты, экономисты, трэвел-блогеры, юристы, домохозяйки и прочие понимают, что за положительные посты о президенте платят направо и налево, то они никогда ничего хорошего о Порошенко бесплатно не напишут. Наоборот, они скорее будут стараться писать о президенте плохо, в надежде, что им предложат деньги за изменение позиции. В какой-то момент на Банковой перегнули палку с тотальной скупкой ЛОМов. Теперь положительный отзыв о президенте прочно ассоциируется с финансовым вопросом.

Вторая проблема — грубость, топорность работы. Когда десятки и даже сотни людей пишут по одним и тем же тезисам, не только журналисты, но и читатели сразу понимают, что дело тут не в искренней любви к президенту.

Кроме того, платные сетевые бойцы, как и любые наемники, не склонны к креативу, продуцируя скупые идеи. Поэтому очень часто «гонят» халтуру.

Типичный пример – кампании по дискредитации журналистов, которыми недоволен президент. Откровенно брутальные формы, в которых они ведутся «порохоботами», дискредитируют не столько журналистов, сколько самого президента, вызывая в отношении него дополнительное раздражение у представителей СМИ.

Как пример «креатива порохоботов» можно привести созданный хэштег #ЖОПАГНАПА и такой же аккаунт с шутками и мэмами о журналисте-расследователе.

п9

Такое творчество «ниже плинтуса» вряд ли сильно вредит имиджу Гнапа, зато порождает у журналистов вопросы об адекватности президента и его соратников, которые оплачивают такую работу.

Вот еще пример откровенной халтуры: атака «порохоботов» на крымско-татарского журналиста Айдера Муждабаева.

Сетевые бойцы Порошенко, не сориентировавшись, перепутали его с шеф-редактором телеканала Савика Шустера 3S.tv Сакеном Аймурзаевым и набросились, «затаптывая» Айдера по линии «Шустер — продажный, фейковый проект». Однако потом спохватились, поняли, что перепутали двух людей, нашли у Муждабаева российское гражданство и попытались начать атаку в этом направлении.

п11
Вообще тема дискредитации журналистов маркировкой «рука Кремля» — типичный прием «порохоботов». Когда им нужно объяснить, почему человек, который критикует власть, неправ, они вешают на него ярлык агента ФСБ, либо человека, который не осознает, что он делает, «раскачивая лодку».

С другой стороны, эти обвинения из уст «порохоботов» звучат настолько часто и в адрес столь широкого круга людей, что ценность их быстро девальвируется.


Продолжение см. здесь


Читайте v-n-zb в социальных сетях   фбтвиттервк    ю


Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo v_n_zb июль 17, 2013 17:32 152
Buy for 200 tokens
. Пару лет назад я публиковал уже эти фрагменты из Незнайки. Но повторюсь - уж слишком актуальна сегодня эта сказка Носова. Такое ощущение, что автор в машине времени был переброшен из 64-го года на 50 лет вперед. Это - о нас. Всё - о нас... === Законность: – А кто такие эти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments